Санкт-Петербургский учебный центр медицины ЧСиБЖ первым из аккредитованных учебных центров начал проводить занятия для людей, желающих присоединиться к проекту в качестве добровольного спасателя системы «Спасатель.Рядом»
“Спасатель.Рядом” — это связующее звено между людьми, которым стало плохо в на улице или в общественном месте и добровольным спасателем, умеющим оказывать первую помощь.
Время, прошедшее от выезда до прибытия медиков к пациенту, согласно нормативам, составляет 20 минут. В ситуациях не угрожающих жизни — это немного, но, в случае внезапной остановки сердца на счету каждая секунда. Если рядом не окажется человека, способного правильно сделать сердечно-легочную реанимацию, то человек может не дожить до приезда “Скорой”.
Зачастую, люди, ставшие свидетелями несчастного случая, не умеют оказывать первую помощь. Проект “Спасатель.Рядом” позволит очевидцам или самим пострадавшим, с помощью мобильного приложения найти поблизости добровольца, обученного и готового к оказанию первой помощи. С другой стороны, добровольцы смогут применить свои навыки на практике и оказать реальную помощь тем, кому она необходима.
Цель – получение и совершенствование знаний и практических навыков лиц, участвующих в деятельности системы оперативной помощи «Спасатель.Рядом» в качестве Добровольного спасателя Системы.
Категория слушателей – граждане Российской Федерации, достигшие совершеннолетия (возраста 18 лет).
Срок обучения – 40 часов.
Форма обучения – очная.
Режим занятий – 6-10 академических часов в день.
№
п/п | Наименование дисциплин | Всего, часов | В том числе | Форма контроля | ||
Лекции, семинары | Практич. занятия | Зачёт | Экзамен | |||
1. | Первая помощь | 40 | 16 | 14 | 1 | 9 |
Итого: | 40 | 16 | 14 | 1 | 9 |
Подготовка добровольных спасателей Системы организуется и проводится на основании положения об оперативной помощи «Спасатель.Рядом» и настоящей программы.
Программа разработана на срок обучения продолжительностью 3-5 учебных дней. Продолжительность учебного дня – 6-10 учебных часов, (учебный час равен 45 минутам).
В целях изучения рекомендованной литературы при подготовке к очередным занятиям, а также для тренировок в выполнении отдельных упражнений, приемов или нормативов под руководством одного из специалистов поисково-спасательного формирования (ПСФ) проводится самостоятельная подготовка слушателей.
Первоначальная подготовка Добровольных спасателей проводится в два этапа.
Первый этап – обучение в составе учебной группы.
Второй этап – аттестационный экзамен.
Обучение Добровольных спасателей Системы в образовательном учреждении в составе учебной группы
(граждан изъявивших желание присоединиться к Системе в качестве Добровольного спасателя), проводится в аккредитованном учебном центре.
Обучение начинается с инструктажа по правилам охраны труда в соответствии с нормативными документами.
Содержание обучения определяется Положением о системе оперативной помощи «Спасатель.Рядом» (Регламенту) 4.03 от 11.09.2018, тематическими расчетами часов программы подготовки Добровольных спасателей и расписанием занятий, утверждаемым и реализуемым Учебным центром.
В период обучения запрещается привлекать обучаемого для участия в проведении поисково-спасательных работ (ПСР), при которых может возникнуть угроза его жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью.
Особое внимание при обучении обращается на безопасность Добровольного спасателя.
По окончании обучения, в образовательном учреждении, обучаемые сдают зачеты по предметам обучения. Результаты экзаменов представляются в комиссии по аттестации Добровольных спасателей Системы.
Учет результатов первоначальной подготовки и выполнения программы ведется в журнале учета посещаемости и выполнения программ обучения.
Программа обучения:
№ | Тема | Кол-во часов | |
Теория | Практика | ||
1 | Правовые основы оказания первой помощи | 0,5 | |
2 | Принципы оказания первой помощи | 0,5 | |
3 | Обеспечение безопасности при оказании первой помощи | 0,5 | |
4 | Практическое упражнение «Обеспечение собственной безопасности» Симуляционная деловая игра-провокация «Провод» | 0,5 | |
5 | Вопросы собственной безопасности. Инфекции, могущие передастся от пострадавшего спасателю при оказании первой помощи. | 0,25 | |
6 | Первичный осмотр. Выявление пяти критичных состояний (нет сознания, нет дыхания, нет кровообращения, интенсивное кровотечение, открытый пневмоторакс) | 1 | |
7 | Практическое упражнение «Надевание одноразовых перчаток» | 0,25 | |
8 | Практическое упражнение «Первичный осмотр пострадавшего». | 0,5 | |
9 | Первая помощь при механической асфиксии. Приём Геймлиха | 0,5 | |
10 | Клиническая и биологическая смерть. Этапы проведения реанимации, базисная сердечно-лёгочная реанимация на месте происшествия. | 1 | |
11 | Практические упражнения на роботах-фантомах «Открытие дыхательных путей», «Закрытый массаж сердца», «Искусственная вентиляция лёгких». Практическая работа в микрогруппах «Комплекс первичных реанимационных действий проводимых не специалистом на месте происшествия до прибытия квалифицированных специалистов» | 1, 5 | |
12 | Оказание первой помощи при утоплении. Особенности СЛР при утоплении. | 0,25 | |
13 | Оказание первой помощи при электротравме. Особенности СЛР при электротравме. | 0,25 | |
14 | Вызов и взаимодействие общегородскими оперативными службами (пожарные, спасатели, полицейские, скорая помощь и пр.) при оказании первой помощи. | 0,5 | |
15 | Понятие состояния шока и первая помощь при шоковых состояниях. | 0,5 | |
16 | Боковое восстановительное положение. Определение целесообразности поворота на бок. Показания, противопоказания к повороту на бок. | 0,5 | |
17 | Практическое упражнения «Переворот пострадавшего в восстановительное положение на боку». | 0,25 | |
18 | Первая помощь при болях в сердце, при потере сознания, при судорогах, при аллергической реакции, при приступе сахарного диабета, при приступе удушья, приступе гипертонии | 1 | |
19 | Опрос пострадавшего в сознании | 0,25 | |
20 | Вторичный осмотр пострадавшего. Выявление травм, патологических состояний, обострение заболеваний. | 0,5 | |
21 | Практические упражнения «Вторичный осмотр пострадавшего» и «Опрос пострадавшего в сознании» | 1 | |
22 | |||
23 | Кровотечение интенсивное / не интенсивное. Остановка кровотечения при различных травмах. Наложение кровоостанавливающего жгута Эсмарха, давящих повязок, использование гемостатической губки и др. средств. | 1 | |
24 | Практическое упражнения «Наложение кровоостанавливающего жгута Эсмарха». | 0,5 | |
25 | Практическое упражнения «Наложение давящей бинтовой повязки» | 0,5 | |
26 | Первая помощь при ушибах, переломах, можжёной травме. Холодовое обезболивание. Первичная иммобилизация повреждённых участков тела. | 0,5 | |
27 | Практическое упражнения «Аутоиммобилизация конечности при травме». | 0,5 | |
28 | Первая помощь при падении с высоты. | 0,25 | |
29 | Понятие черепно-мозговой травмы | 0,25 | |
30 | Практическое упражнение «Наложение мягких бинтовых повязок на голову» | 0,5 | |
31 | Термические поражения. Первая помощь при ожогах и отморожениях. | 1 | |
32 | Практическое упражнение «Наложение рыхлых мягких бинтовых повязок на ожоговую/отмороженную поверхность». | 0,5 | |
33 | «Передача» пострадавшего (пациента) специалистам | 0,5 | |
34 | Интерактивная деловая игра. Тренировка по оказанию первой помощи пострадавшим на месте происшествия с использованием симуляционных технологий. (4-5 Инсценировок чрезвычайных ситуаций). | 2 | |
35 | Подведение итогов. Ответы на оставшиеся вопросы слушателей. | 0,5 | |
36 | Понятие витальных функций организма. Норма и патология ЧСС, ЧДД, АД, оксигенация | 0,25 | |
37 | Исследование пульсации на основных и периферических артериях | 0,2 | |
38 | Использование пульоксиметра для контроль состояния пострадавшего | 0,2 | |
39 | Исследование функции внешнего дыхания | 0,2 | |
40 | Тонометрия. Использование механического тонометра и стето-фонендоскопа | 0,2 | |
41 | Использование автоматического глюкометра | 0,2 | |
42 | Практическое упражнение «Сбор и анализ объективных данных о пострадавшем» (Исследование пульсации на основных и периферических артериях, измерение ЧСС, ЧДД, оксигенации, АД, глюкометрия) | 0,5 | |
43 | Альтернативные способы остановки кровотечений. Пальцевое прижатие, гиперсгибание конечности, наложение закрутки, наложение турникета | 0,5 | |
44 | Практическое упражнение «Остановка кровотечения альтернативными способами» (Пальцевое прижатие, гиперсгибание конечности, наложение закрутки, наложение турникета). | 0,5 | |
45 | Десмургия. Определения, понятия, законы и основные правила наложения повязок | 0,5 | |
46 | Десмургия. Наложения основных повязок. Спиральная, колосовидная, черепашья, возвращающаяся, рыцарская перчатка, крестообразная, Дезо, пращевидная | 1 | |
47 | Практическое упражнение «Наложение основных повязок» (Спиральная, колосовидная, черепашья, возвращающаяся, рыцарская перчатка, крестообразная, Дезо, пращевидная» | 2 | |
48 | Правила обработки ран. | 0,25 | |
49 | Практическое упражнение «Обработка раны». «Наложение многослойной бинтовой повязки на раневую поверхность» | 1 | |
50 | Определение целесообразности и проведение самостоятельной транспортировки пострадавших. | 0,25 | |
51 | Практическое упражнение «Экстренная транспортировка пострадавшего. Захват Раутека». | 0,5 | |
52 | Практические упражнения «Транспортировка пострадавшего на руках одним/двумя/тремя спасателями», «Транспортировка пострадавшего на мягких носилках/полотне». | 1 | |
53 | Подведение итогов. Ответы на оставшиеся вопросы слушателей. | 0,25 | |
АТТЕСТАЦИЯ | |||
54 | Зачёт по теоретическому блоку (тест) | 1 | |
55 | Зачёт по применению практических навыков в т.ч.: (для группы 17 человек) | 9 | |
55.1 | Проведение первичного осмотра | ||
55.2 | Проведение базовой сердечно-лёгочной реанимации в течении 10-ти минут на фантоме с обратной связью | ||
55.3 | Остановка наружнего интенсивного кровотечения методом пальцевого прижатия на бедре и на плече с учётом временных показателей | ||
55.4 | Демонстрация знаний приёмов оказания помощи при асфиксии. (в т.ч. приём Геймлиха) | ||
55.6 | Перевод пациента в боковое восстановительное положение | ||
55.7 | Наложение не менее двух мягких бинтовых повязок, одна из которых давящая | ||
Всего (акад. часов) теория/практика | 17 | 23 | |
Итого (акад. часов) | 40 |