Научись сам определять куда тебе идти!
Предлагаем Вашему вниманию курс «Навигация», созданный специалистами нашего Учебного центра. Он не содержит прямой информации о первой помощи, медицине или методах спасения. Но умение быстро ориентироваться на местности и использовать средства навигации может оказать решающее значение для своевременного прибытия помощи и эвакуации пострадавшего при возникновении нештатной ситуации.
Требования к слушателям: | Возраст: от 14 лет |
Специальные навыки | не требуются |
Продолжительность | 12 ак. часов |
Режим проведения занятий | 2 дня |
Целевая аудитория курса: Этот курс подойдёт не только тем, кто готовится к походам или занимается спасательными работами, но и тем, кто любит просто погулять по лесу. И несомненно этот курс полезен людям страдающим хроническим «топографическим кретинизмом».
Краткое описание курса: Мало кто задумывается, какую огромную роль в жизни человека играет умение ориентироваться на местности. Да и само понятие ориентирования в умах современных людей соотносится чаще с походами в лес, чем с умением в любой момент времени чётко знать, в какой точке пространства они находятся.
Навигационные приборы самых разных видов сейчас можно найти практически у любого человека и практически в каждом автомобиле. Без электронного сопровождающего, указывающего кратчайший путь «из точки А в точку Б», только с компасом и бумажной картой путешествовать отваживаются только люди, выросшие в соответствующей среде. Да и те всё больше идут на поводу у комфорта и технологий.
Однако мало кто задумывается о том, что малейшая поломка или прекращение питания навигационного прибора, от которых не застрахованы даже самые продуманные устройства и программные обеспечения, могут значительно затянуть поездку, а в некоторых случаях и привести к чрезвычайной ситуации на маршруте.
Многие туристы и спасатели знают, что более длинный путь по просекам, дорогам и открытым местам часто оказывается более оптимальным (то есть преодолевается быстрее и с меньшими затратами сил), чем «лосить напрямую по азимуту». Но в некоторых ситуациях движение напрямик, наоборот, даёт выигрыш. Это зависит от многих факторов, которые следует предусмотреть и учесть при прокладке маршрута. На курсе мы поймём, как отличить первый вид маршрута от второго по условным знакам ещё на этапе подготовки похода.
Инструкторы осветят основы топографии, необходимые для уверенного ориентирования на местности. Расскажут, что карты имеют разновидности (план, схема, крок, топографические карты, спортивные карты) и разные масштабы (крупно-, средне- и мелкомасштабные). Научат пользоваться компасом и с помощью азимута вычислять своё местоположение. Расскажут о некоторых действующих способах узнавать время и находить стороны света по внешним признакам.
И уже после окончания курса, услышав от своего электронного помощника «Маршрут до дома построен», мы в полной мере осознаем, для чего в походе нужны основной и запасной навигаторы, запасные батарейки, карта, компас и умение этим всем пользоваться.
До встречи на курсе.
P.S. Если у вас уже есть навигаторы, компасы, карты и прочие средства навигации, то рекомендуем взять их с собой, чтобы прежде всего научиться работать со своим оборудованием.
Первый день курса разделён на две части
В начале дня мы:
— Узнаем, как оценивать и выбирать оптимальный путь к цели.
— Вспомним (а кто-то и узнает впервые) условные знаки и способы определения сторон света. Узнаем разные методы ориентирования на местности.
— Поймём, как можно оценить проложенный маршрут, какой метод передвижения будет более простым, быстрым и логичным, вне зависимости от того, какими средствами навигации вы пользуетесь.
— Вспомним уроки географии за 5 класс и задумаемся о том, насколько сильно GPS, ГЛОНАСС и прочие системы глобального позиционирования потеснили «аналоговые» средства ориентирования. Условно вытащив батарейки из навигатора, грустно поглядим в серый экран, достанем карту, компас и наручные часы и попробуем «найти себя и свой путь» без привычной электроники.
— Поймём, что туризм, походы, путешествия немыслимы без карт и умения ими пользоваться, что читать карту необходимо не только на маршруте, но и при подготовке похода, а навыки ориентирования по внешним признакам актуальны даже в современном мире.
— Научимся «Чтению карты» обязательно вспомним добрым словом школьный курс географии и заново познакомимся с условными картографическими знаками, узнаем, что они делятся на масштабные и внемасштабные.
— Восстановим в памяти условные обозначения гидрографических объектов, растительности, искусственных сооружений, рельефа на картах. Возможно (хотя и вряд ли), в памяти всплывут такие понятия как «горизонталь» и «дополнительные специальные знаки».
— Научимся различать линейные, точечные и площадные ориентиры и узнаем, что делать, если непрерывной цепочки ориентиров, ведущих к нужной точке, найти не удаётся.
— Научимся определять «точки стояния», ориентировать карту по компасу и по имеющимся ориентирам.
— Узнаем, чем «грубое ориентирование» отличается от «точечного» и для чего нужен останавливающий ориентир.
— Рассмотрим варианты определения сторон света: при помощи компаса, местных признаков, по звёздам, по солнцу и часам, по лесным просекам, по культовым сооружениям.
— САМОЕ ГЛАВНОЕ!!! Поймём, какую точность имеет определение сторон света по деревьям, мху, коре, по влажности почвы на южном и северном склоне и т.п. народным приметам.
Во второй части учебного дня мы
— Рассмотрим, что представляет из себя глобальная система позиционирования (спутниковая навигация вообще и в частности GPS (Global Positioning System) и её российский аналог — ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система).
Получим ответы на такие вопросы, как:
— Какой принцип работы GPS?
— Как вычисляются трехмерные географические координаты (широта, долгота и высота) той точки, где мы находимся?
— Что нам даёт использование GPS? Какие есть преимущества и недостатки?
— Кому нужен GPS-приёмник?
— Какие бывают GPS-приёмники и навигаторы (для автомобилей / для туристов и спасателей /для военных / для топографов), чем они отличаются и как работают?
— Какие ключевые параметры у навигационных приёмников есть? Что такое TTFF?
— Чем отличается холодный и тёплый старт GPS-приёмника?
— Какие дополнительные функции навигационных устройств могут быть полезны нам?
-Зачем нужны записи трека, счисление пути и пр.?
— Узнаем, что влияет на качество сигнала GPS и какие каналы передачи данных может использовать современный навигатор (GSM, iRTK, NTRIP, Работа от базовой станции (БС), Радиомодем).
— Изучим разные режимы работы устройств GPS («Статика» (STATIC); «Стой-иди» (STOP&GO); RTK (кинематика в реальном времени)).
— Рассмотрим ряд вопросов, связанных с GPS-навигацией и типичными ошибками, которые допускают новички.
Второй день курса посвящён практическому применению полученных знаний.
— Мы попробуем с помощью карты и компаса найти своё местоположение в пространстве
— С помощью навигатора запишем пройденный путь.
— Отработаем определение времени по солнцу и сторон света по внешним признакам.
— Узнаем на практике, чем чтение карты при составлении маршрута отличается от ориентирования на местности.
— Поймём, как многое мы до сих пор можем без «электронного расширителя мозга», с помощью только подручных средств и бумажных носителей информации.
— Изучим основные функции GPS-навигатора и особенности его использования:
— инициализация устройства;
— правильное расположение GPS-устройства
— установка связи со спутниками
— Отработаем некоторые навыки навигации:
— определение местоположения
— ввод точек маршрута
— при передвижении из одной точки в другую;
— навигация от точки к точке;
— навигация по маршруту;
— запись маршрута;
— научимся правильно снимать и передавать показания приёмника
— интерпретировать полученные из другого источника координаты в системах DMS (градусы / минуты / секунды), DDM (градусы/минуты), UTM (система координат UTM)
— Узнаем на практике что нужно для движения в нужном направлении
— что нужно делать, чтобы долго выдерживать нужное направление
— как подсечь поперечный и попутный линейный ориентир
— как быстро и уверенно перемещаться по незнакомой местности, используя приём «бег в мешок»
— познакомимся с дополнительными полезными возможностями GPS-навигатора, такими как барометрический высотомер, магнитный компас, карты памяти и пр.
Инструкторы так же расскажут о приёмах ориентирования, дадут некоторые советы, помогающие в преодолении маршрута
Авторы и ведущие инструкторы курса: Евгений Аристархов – Инструктор по первой помощи; Аттестованный спасатель; Специалист по радио-аппаратным средствам. Екатерина Егорова – Инструктор по первой помощи; Аттестованный спасатель; Учитель географии; Инструктор спортивного туризма; Судья второй категории по спортивному туризму; Педагог активных форм туристско-исторической деятельности.