Курс «Навигация»

Требования к слушателям:Специальные навыкиПродолжительностьРежим проведения занятий
Возраст: от 14 летне требуются6 ак. часов1 день

В современной жизни навигационные приборы, в том или ином виде, лежат в кармане почти каждого человека, навигаторы установлены во многих автомобилях, и уже мало кто отваживается поехать или пойти по незнакомому маршруту без такого устройства, вооружившись лишь бумажным атласом.

Сами устройства и программное обеспечение сделали гигантский рывок в сторону доступности и понятности, но вместе с тем, есть несколько базовых понятий, без знания которых поездка или поход с навигатором может значительно затянуться, а поломка или прекращение питания навигационного прибора и вовсе приведёт к чрезвычайной ситуации на маршруте.

Предлагаем Вашему вниманию, созданный специалистами нашего Учебного центра, курс «Навигация». Он не содержит прямой информации о первой помощи, медицине или методах спасения, но умение быстро ориентироваться на местности и использовать средства навигации может оказать решающее значение для прибытия помощи и эвакуации пострадавшего при возникновении  нештатной ситуации.

В первой части семинара мы рассмотрим, что представляет из себя глобальная система позиционирования (спутниковая навигация вообще и в частности GPS (Global Positioning System) и её российский аналог— ГЛОНАСС (глобальная навигационная спутниковая система).

  • Принцип работы GPS.
  • Как вычисляются трехмерные географические координаты (широта, долгота и высота) той точки, где мы находимся?
  • Что нам дает использование GPS? Какие есть преимущества и недостатки?
  • Кому нужен GPS приемник?
  • Какие бывают GPS приемники и навигаторы (для автомобилей / для туристов и спасателей /для военных / топографов), чем они отличаются и как работают.
  • Какие ключевые параметры у навигационных приемников есть? Узнаем что такое TTFF; Чем отличается холодный и тёплый старт GPS приёмника.
  • Какие дополнительные функции навигационных устройств могут быть полезны нам. Зачем нужны записи трека, счисление пути и пр.
  • Познакомимся с практическим использованием GPS.
  • Узнаем, что влияет на качество сигнала GPS?
  • Режимы работы GPS ( «Статика» (STATIC); Режим работы «Стой-иди» (STOP&GO); Режим RTK (кинематика в реальном времени).
  • Узнаем какие каналы передачи данных может использовать современный навигатор (GSM, iRTK, NTRIP, Работа от базовой станции (БС), Радиомодем)
  • Рассмотрим ряд вопросов, связанных с GPS навигацией и типичными ошибками, которые допускают новички.

На практике изучим основные функции GPS-навигатора и особенности его использования:

  • Инициализация устройства
  • Правильное расположение GPS-устройства
  • Установка связи со спутниками
  • Отработаем некоторые навыки навигации:
  • Определение местоположения
  • Ввод точек маршрута
  • Навигация от точки к точке
  • Навигация по маршруту
  • Запись маршрута
  • Научимся правильно снимать показания приёмника и их передавать, а так же  интерпретировать полученные из другого источника координаты в системах DMS (градусы / минуты / секунды), DDM (градусы/минуты), UTM (система координат UTM)
  • Познакомимся с дополнительными полезными возможностями GPS-навигатора, такими как барометрический высотомер, магнитный компас, карты памяти и пр.

А во второй части курса, посвященной обзору картографических материалов, правил пользования некоторыми приборами, а также приемов ориентирования на местности, мы задумаемся о том, на сколько сильно GPS, ГЛОНАСС и прочие системы глобального позиционирования потеснили «аналоговые» средства навигации? Можно ли уповать исключительно на точность и надёжность электронного прибора? Или, всё же, экран навигатора это лишь облегчение и удобное дополнение к карте и компасу? Мы условно вытащим батарейки из навигатора, грустно поглядим в серый экран, достанем карту, компас, наручные часы, транспортир, масштабный циркуль линейку, а ещё (не к ночи будь помянут) курвиметр и попробуем «найти себя и свой путь» без батареек и антенн. Поймём что туризм, походы, путешествия немыслимы без карт и умения ими пользоваться. Что читать карту приходится как при подготовке маршрута, так и во время его преодоления, а навыки ориентирования также очень полезно иметь и постоянно развивать. (Они пригодятся даже в городе.)  

Инструкторы второй части курса осветят основы топографии и ориентирования, необходимые для уверенного ориентирования на местности

Узнаем, что карты имеют разновидности (план, схема, крок, топографические карты хребтовки снимки со спутника, спортивные карты) и разные масштабы (крупно-, средне- и мелкомасштабные). Обнаружим, что способы указания масштаба на картах тоже бывают разные (численный, именованный и линейный);

На теме «Чтение карты» обязательно вспомним добрым словом школьный курс географии, и заново познакомимся с условными картографическими знаками, узнаем, что они делятся на масштабные и внемасштабные знаки. Восстановим в памяти условные обозначения на картах гидрографических объектов, растительности, искусственных сооружений, обозначений рельефа. Возможно (хотя и вряд ли), в памяти всплывут такие понятия как «горизонталь», «дополнительные специальные знаки», «послойная окраска» и «отмывка».

Положив перед собой карту, попробуем провести измерения по ней на глаз (по клеткам координатной сетки), а потом, взяв в руки инструмент и вооружившись курвиметром, циркулем-измерителем и линейкой уточним полученный результат. А ещё узнаем как можно измерить высоту (глубину) и крутизну склона, определить взаимную видимость объектов по карте.

На теме «Ориентирование»

  • узнаем что такое «грубое ориентирование» и как заранее определить останавливающий ориентир. Когда и с чего начинать «точное ориентирование».
  • узнаем, что делать, если непрерывной цепочки ориентиров, ведущих к нужной точке, найти не удаётся? Как можно «привязаться» т.е. воспользоваться точным коротким азимутом от ближайшего явного объекта-ориентира.
  • научимся различать линейные, точечные и площадные ориентиры.
  • определятьистинный и магнитный азимуты, учитывать склонения и находитьдирекционный угол.
  • Рассмотрим варианты определения сторон света: При помощи компаса, местных признаков, по полярной звезде, по солнцу и часам, по лесным просекам, по культовым сооружениям. Поймём, какую точность определения сторон света имеет определение этих сторон по деревьям, мху, коре, по влажности почвы на южном и северном склоне и т. п. народным приметам.
  • Научимся определять «точки стояния». Узнаем как сориентировать карту, по компасу и по линейным ориентирам.

Инструкторы так же расскажут о приемах ориентирования, дадут некоторые советы, помогающие в преодолении маршрута:

  • при передвижении из одной точки в другую
  • для движения в нужном направлении
  • что нужно делать, чтобы долго выдерживать нужное направление
  • как подсечь поперечный и попутный линейный ориентир
  • как быстро и уверенно перемещаться по незнакомой местности используя приём «бег в мешок»

Многие туристы и спасатели знают, что часто более длинный путь по просекам, дорогам и открытым местам оказывается более оптимальным (то есть преодолевается быстрее и с меньшими затратами сил), чем «лосить напрямую по азимуту». Но в некоторых ситуациях движение напрямик наоборот дает выигрыш. Это зависит от многих факторов, которые следует предусмотреть и учесть при прокладке маршрута.

На курсе вы узнаете, как оценивать и выбирать оптимальный путь к цели. Поймём, как можно оценить проложенный маршрут, какой метод передвижения будет более простым, быстрым и логичным, вне зависимости от того какими средствами навигации вы пользуетесь.

И уже после окончания курса, услышав от своего электронного помощника «Маршрут до дома построен», вы в полной мере осознаете для чего в походе нужен основной и запасной навигатор и почему к ним нужно иметь запасные батарейки.

До встречи на курсе.  

Авторы и ведущие курса:

  1. Инструктор, спасатель, специалист по радио-аппаратным средсвам — Евгений Аристархов

2. Учитель географии; Инструктор спортивного туризма; Судья второй категории по спортивному туризму; Педагог активных форм туристско-исторической деятельности Екатерина Егорова

P.S. Если у вас уже есть навигаторы, компасы, карты и прочие средства навигации, то рекомендуем её взять с собой, что бы прежде всего научиться работать со своим оборудованием.