ОШИБКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?

ОШИБКИ ПРИ ОКАЗАНИИ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ. ОТКУДА ОНИ БЕРУТСЯ?

Когда мы рассказываем о мифах про первую помощь, часто приходится слышать на курсах фразы наподобие таких: «А вот нам так в школе говорили / в учебнике написано / на плакатах нарисовано… и т.д.», «Нас так учили». Почему же мифы так живучи в народе и откуда они берутся на страницах методичек и в лекциях преподавателей?

Сначала предлагаем  изучить вопрос: «кто же пишет методическую литературу по оказанию первой помощи?»

Анализ большого количества методической литературы, издаваемой на русском языке, показывает, что, в основной массе, материал в методичках повторяется с небольшими изменениями и дополняется картинками разного качества исполнения и детализации. Попытки выяснить, откуда берутся сведения для пересказа в этих методичках и учебниках, завели нас в историю отечественной медицины середины ХХ века, а именно во времена Великой отечественной войны. При сравнении текстов, алгоритмов и графического материала изданий разных лет, нами было выяснено, что в большой степени «современные» методички содержат сведения из следующих книг «Учебник для санитарных инструкторов». М., 1964.1. Публицистика,  Организация и проведение практических занятий по тактике медицинской службы: Учебное пособие. Л, 1948.,которые в свою очередь во многом повторяют «Наставления по санитарной службе Красной Армии». М., 1941.;Издание ГВСУ КА (Главного военно-санитарного управления Красной Армии)1942.; «Статьи и рефераты по обобщению опыта войны». Вып.1- 6. М., 1944-1952.,;«Указания по военно-полевой хирургии». М., 1944; пособие «Организация и проведение практических занятий по тактике медицинской службы: Учебное пособие. Л, 1948.

С точки зрения автора данной статьи, лучшим учебником по «первой помощи», с точки зрения методики подачи материала, был учебник для санитарных инструкторов, составленный в 1943 году эвакуированными в Самарканд из осаждённого Ленинграда специалистами Ленинградской военно-медицинской академии С.И. Банайтисом, А.Н. Беркутовым, Н.Н. Еланским, Е.И. Смирновым, И.С. Колесниковым, П.А. Куприяновым, В.Н.Шамовым.
В этом малотиражном издании настолько подробно и просто рассказано о медицинских манипуляциях и алгоритмах оказания помощи на поле боя и в полевом госпитале, что хочется поклониться авторам и художникам, нашедшим силы, время и возможности для написания текстов и создания иллюстраций к ним в условиях военного лихолетья.
Надо отметить, что перерисовки именно этих схем просматриваются и по сей день в многочисленных пособиях и плакатах по охране труда и первой помощи. Но, есть одно большое «НО» — вышеперечисленные книги были написаны «для войны», т.к.фактически, в СССР оказание первой помощи при катастрофах мирного времени никто не рассматривал. Всё было нацелено на войну с наиболее вероятным противником. Считалось, что оказание неотложной помощи в мирной жизни — это удел профессиональных экстренных медицинских служб. Соответственно и строились алгоритмы оказания помощи раненым. Отмечу, именно «раненым». Даже в пособиях более позднего времени (60-70-80-х годов) в текстах используется термин «раненный», и только в литературе издания середины 90-х годов авторы начинают использовать термин «пострадавший». Можно ли использовать «военные алгоритмы прошлого века» в мирной жизни века настоящего? Ответ напрашивается сам собой – нет. Они были написаны на том уровне медицины, который был тогда, 50-60-70 лет назад. Сейчас и время не военное, медицина шагнула далеко вперёд, да и законодательная база поменялась. Многое из того, что было можно делать в 90-х и начале 2000-х, сейчас во многом делать на месте происшествия (заметьте, происшествия, а не поля боя).

Теперь давайте посмотрим на то, кто же авторы методичек. Судя по анализу состава авторов, методички по оказанию первой помощи писали врачи, часто военно-полевые хирурги и хирурги-травматологи. Исторически сложилось, что написание пособий по первой помощи – это, своего рода, «халтура» для учёных мужей врачебного хирургического клана. И если присмотреться повнимательнее к тому, что выходит из под пера уважаемых докторов и сравнить с их же трудами, изданными для врачей, то выяснится, что алгоритмы «для народа» это ни что иное, как «обрезанные» медицинские алгоритмы.
Медицинские алгоритмы — это регламент работы медицинского персонала с пострадавшим, включающий в себя множество медицинских манипуляций.
Например, врачебный алгоритм предусматривает: несколько медицинских манипуляций; введение лекарственных препаратов; проведение исследований и пр.пр., но в рамках оказания первой помощи, подобные действия не допускаются законодательством и/или фактическим оснащением спасателя.
Поэтому уважаемые авторы «обрезают» текст по своему усмотрению, а позже издатели его печатают. При таком варианте написания пособий мы получаем критичные для пострадавшего ошибки.
Например: медицинский алгоритм оказания помощи при переломе конечности предполагает шинирование пострадавшей конечности транспортными шинами.
Перед тем, как накладывать саму по себе шину, медицинский алгоритм диктует нам, что необходимо провести достаточное обезболивание, которое юридически невозможно провести в рамках оказании первой помощи, поэтому из алгоритма убирается пункт введения обезболивающих препаратов. Если на месте происшествия отработать по такому «кастрированному» алгоритму, например, оказание помощи при травме бедра, то с большой долей вероятности эта «первая помощь» приведёт к смерти пострадавшего от травматического шока. Мы даже не берём в расчёт, что для оказания первой помощи вообще не нужно накладывать транспортные шины — необходимо обеспечить покой пострадавшей конечности до приезда квалифицированных медицинских работников и, желательно, её не перемещать. Фактически, если позволяет ситуация, оставить конечность в том положении, в котором пострадавшему наиболее удобно. Но о таких тонкостях уважаемые доктора часто не задумываются при написании пособий и учебников. Кроме того, авторы пособий по первой помощи, обременённые большим багажом медицинских знаний и умений, часто не предполагают реального уровня знаний и практической подготовки, т.е. компетентности, очевидца чрезвычайного происшествия.

Есть ещё один фактор, повышающий количество мифов об алгоритмах первой помощи и, соответственно, критичных ошибок при оказании первой помощи пострадавшему. Ни для кого давно не секрет, что часто в головах у наших сограждан содержатся лишь обрывочные сведения о правильных действиях при чрезвычайной ситуации. Кроме того, подавляющее большинство наших сограждан относятся к обучению первой помощи как к чему-то очень простому, малозначимому и не очень нужному «всё же и так ясно и понятно».

Слияние воедино обозначенных тлетворных факторов (некачественный методический материал, несистематизированные знания в головах людей, отсутствие практического навыка оказания первой помощи) в результате приводят к распространению мифов о первой помощи и, соответственно, к дополнительной травматизации пострадавших в результате чрезвычайной ситуации.

Автор: Я.Н.Гинзбург

Все права на материалы, включая фотографии и тексты, размещенные на сайте http://ucmchs.ru принадлежат владельцу и администратору сайта —если явно не указано иное.

Любое копирование текстовых материалов сайта запрещено вне зависимости от целей использования. Если вы желаете поделиться информацией, рекомендуется давать ссылку на соответствующую страницу либо пользоваться кнопками социальных сервисов.
Любое копирование фотографий и изображений, размещенных на сайте, в некоммерческих целях разрешено только с установкой активной гиперссылки на http://ucmchs.ru/ и указанием авторства, без модификации, без использования в составе сложных объектов, а также с ограничением по числу скопированных объектов (массовое копирование фотографий и изображений из галерей запрещено). Если вы желаете поделиться фотографией, рекомендуется давать ссылку на соответствующую страницу либо пользоваться кнопками социальных сервисов.
Любое копирование и использование фотографий и изображений в коммерческих целях возможно исключительно с письменного разрешения владельца и администратора сайта .